Рассчитываем нагрузку на железобетонные детали теплотрасс

Нередко встречаются ситуации, когда проект в силу разных причин отсутствует, а выбрать подходящий материал необходимо. Для того, чтобы проложить канал под автотрассой, к примеру для теплотрассы, применяются лотки и плиты перекрытия.

Специфика изготовления ЖБИ дает возможность производить их с различными параметрами несущей способности в соответствии с тем, в каких условиях они будут эксплуатироваться. В местах, где не ожидается чрезмерная нагрузка, несущая способность не играет большой роли. Если канал прокладывается под автомобильной трассой, соответственно требуется более качественный бетон и усиливается армирование.

Как правило, на основании эксплуатационных требований для канала находят вертикальные нагрузки. Отталкиваясь от этих данных подбираются железобетонные изделия. Завершающая цифра маркировки ЖБИ говорит об их прочности. Детали Л-5-8, П-6-8 (лоток и крышка) выдерживают нагрузку 8 т/м2.


Виды нагрузок


Изделия испытывают нагрузки. Они могут действовать кратковременно или постоянно. Проектируя ЖБИ очень важно знать эту информацию. Каждый тип давления требует своего учета в изделии из железобетона. В них предусматриваются соответствующее армирование. Например на лоток  и насыпанный на него грунт, постоянно давит уложенная плита. Прочность плит перекрытия находится аналогично. Кратковременные нагрузки порождают проезжающий транспорт и пешеходы.


Серия 3.006.1-2.87


Заглянем в ее документацию. В ней содержится таблица, дающая для каналов рекомендации по прочности в соответствии со способом эксплуатации. Информация приведена для различных условий: под автомобильными дорогами и вне автодорог.


Для этих условий указаны параметры:

  • глубина верха;
  • размер канала;
  • нагрузки.


Анализ информации показывает, что глубина канала при больших кратковременных нагрузках требует усиленных лотков. Они должны справляться с 8-15 тонна - сил на квадратный метр нагрузок.


Выясним теперь, как, исходя из заданной вертикальной нагрузки на канал, выбрать необходимые лотки и плиты. Для этого в информации по серии применяется таблица, помогающая подобрать марки лотков и перекрытий. Она находится на страницах 42-47. Объем ее достаточно большой. Анализ таблицы показывает, что нагрузка на детали из железобетона должна выбираться не меньше нагрузки канала. Так, для канала КЛ 90х45-8 лоток и крышку необходимо выбрать Л-6-8 и П-6-8 или прочнее.


Данная информация актуальна для каналов, где работе не мешают грунтовые воды. Если обнаруживается наличие воды, необходимо выполнить гидроизоляцию и позаботиться о водоотводе. Для таких исключительных случаев прочность для деталей канала потребуется максимально увеличить.


Серия 3.006.1-8


ЖБИ ЛК, используемые серией, ищутся по иной методике. Нагрузка, испытываемая каналом, находится подобным образом, подбор лотков выполняется на базе таблицы, начинающейся на стр. 14 выпуска 0-1. Объясняет это то обстоятельство, что в данной серии информация маркировки не указывает прямо расчетную прочность, а представляет собой лишь ее индекс, а из таблицы по индексу находится итоговая нагрузка.


Плиты ВП для каналов


Особняком стоят такие качественные железобетонные изделия как плиты для каналов ВП. Эти изделия изначально специально разрабатывались, чтобы покрывать лотки и перекрывать пролеты мостов, находящихся под автомобильными дорогами. Они способны выдержать нагрузки от автотранспорта. Для перекрытия канала под автомобильными трассами лучше всего применять именно эти изделия.


Крайне непрофессионально класть под автотрассы обыкновенные дорожные плиты. Делать это не рекомендуется, так как эти ЖБИ изделия армируются с учетом того, что одна плоскость опирается на песок и принимает нагрузку на другую поверхность. Канальные же плиты разрабатываются на нагрузки, связанные с опорой на лотки с двух сторон панели.